Наближаємо перемогу разом
Сайт для мам

Ребенок «принес» из садика или школы стереотипы: что делать?

стереотипы из школыЕще вчера ваш малыш не думал, что «девочки ничего не смыслят в математике», и не говорил «Ошибаться - это плохо», а сегодня «принес» из садика или школы такие стереотипы. Они немного напоминают грипп: их можно «подцепить» и усвоить, то есть «заразиться», но при детальном рассмотрении они трансформируются или даже исчезают.

Стереотипы помогают нам чувствовать себя безопаснее в новых ситуациях. Например, когда у нас есть набор стереотипных представлений о какой-то стране и ее жителях, то уезжая туда впервые, мы меньше тревожимся, чем если бы не было никакой информации. Стереотипы позволяют нам быстрее адаптироваться и тратить меньше времени, когда мы сталкиваемся с чем-то новым для нас или малоизученным. Однако здесь наш мозг играет с нами в неутешительную игру: чтобы сэкономить время и усилия на познание/анализ ситуации или человека, мы пользуемся готовыми стереотипами, которые передаются через телевидение, школу, семью. Но разве мир не заслуживает того, чтобы мы открывали его по-настоящему, а не через призму чужих «ярлычков» и обобщений? В этой статье расскажем, как действовать шаг за шагом, если вы столкнулись с данной проблемой.

Узнайте, откуда «растут ноги» этого стереотипа

Благодаря вопросам к малышу, кто тебе это сказал и где ты такое услышал, вы сможете оценить два аспекта.

  1. Как часто ребенок будет «приносить» стереотипы домой в будущем. Если стереотип передает учитель или воспитатель в садике, вы поймете, перекликается ли с вашими ценностями такой стиль преподавания или воспитания.
  2. Насколько ребенок склонен верить этому утверждению. Стереотипы распространяет человек, для ребенка безоговорочный авторитет? Тогда шансы, что он доверится и воспримет суждения без сомнений и колебаний, растут.

Спросите: «А все такие?»

Стереотипы обобщают и звучат как «все такие» или «все так делают». Например, приходит ребенок и говорит: «Мама, Коля сказал, что все девочки дурочки и ничего не понимают в физике».

Ведущая деятельность ребенка - игра, а информация лучше запоминается в форме историй в активном диалоге, поэтому лучше начать разговор с вопроса ребенку: «А как ты думаешь, все девушки планеты Земля действительно дурочки? Или все девочки ничего не понимают в физике? ». Этим вы покажете, что:

  • эта тема не ерунда, а эмоции ребенка вас по-настоящему волнуют
  • мнение малыша, даже маленького, вам важно и ценно
  • вы готовы разговаривать и объяснять, а не критиковать
  • возможно, Коля был не прав, когда так сказал, но я как мама готова это обсудить вместе с тобой
  • ребенок может обращаться к вам с различными вопросами, и вы вместе попробуете поискать ответы
  • мама не давит авторитетом, а пытаться объяснить понятными словами и примерами

Скорее всего, ребенок растеряется и скажет «Я не знаю ...», но может прозвучать и ответ «да» или «нет». Это и будет отправной точкой для развенчания «подхваченного» стереотипа.

Рассказывайте истории, которые опровергнут стереотип

Как уже упомянуто, дети запоминают истории, потому что у них есть динамика и близкие, понятные для ребенка герои или примеры. Неважно, будут ли это правдивые рассказы о реальных людях, или вы их только придумали о воображаемых лицах. Старайтесь вложить в них мысль-антипод, которая должна запомниться малышу. Адаптируют информацию с возрастом ребенка, его предпочтениями - так она по-настоящему заинтересует и будет актуальной для сына/дочери.

Объясняйте, чем грозят обобщения

Лучше всего делать это на примерах, очень наглядных для детки. Можно объяснить следующим образом (в историю вставьте факты о реальных одноклассниках сына или дочери): «Представь, что в класс пришел новый мальчик. Он начал знакомиться со всеми детьми. Увидел Андрюшу, у которого от рождения не было пальчика на левой руке, и испугался. Потому что дома его мама только негативно отзывалась о людях с инвалидностью. Познакомился с Катей. У нее черные волосы и смуглая кожа. Катя не Ромка, но очень похожа на нее. Мальчик пренебрежительно посмотрел на Катю, потому что его бабушка каждый раз повторяла, что "цыгане - не люди". Потом мальчик подошел знакомиться с тобой. Увидел на парте книги и тетради, аккуратные, с отличными оценками. Подумал, что ты только уроки учишь целыми днями и больше ничего. И решил, что с тобой он дружить тоже не будет, потому вместе вам будет скучно».

На основе таких историй обсудите с ребенком два момента

  1. не будет ли мальчик очень одиноким, если всех вокруг воспринимает через «очки» стереотипов? Если бы он больше узнал о других сверстниках, могли бы они подружиться?
  2. хотел бы ты, чтобы о тебе думали так, не узнав, какой ты на самом деле?

Можно привести в сравнение то, что стереотип напоминает очки: мы надеваем их и начинаем видеть все и всех в других цветах, но это не значит, что мир на самом деле такой, как показывают эти очки. Чтобы узнать, какое же оно все вокруг, надо их снять, то есть, скажем, узнать человека, прежде чем руководствоваться обобщениями о нем, его нации или религии.


Надеемся, данная статья будет полезной для вас. Ждем ваших замечаний, а также описание собственного опыта в комментариях.

Последние Статьи

Notice: Undefined variable: reviews_array in /home/forkids/for-kids.com.ua/www/catalog/view/theme/barbaratheme/template/blog/article.tpl on line 143

Оставить комментарий